Сотрудникам частных охранных предприятий (ЧОП), возможно, разрешат заниматься наблюдением за территорией и охраной муниципальной собственности, а сотрудникам ведомственной охраны могут запретить осуществлять коммерческую деятельность. Депутат Андрей Луговой внес в Госдуму законопроекты № 500378-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее – Законопроект № 500378-6), № 500338-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Законопроект № 500338-6) и № 500359-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ведомственной охране" (далее – Законопроект № 500359-6).
В настоящее время в ст. 12 Федерального закона от 11 марта 1992 г. № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон № 2487-1) говорится, что сотрудникам ЧОП запрещено использовать методы сыска. В Законопроекте № 500378-6 предлагается вписать в статью примечание: охранникам будут запрещены любые методы сыска, кроме наблюдения за вверенной территорией (в том числе с использованием технических средств). В пояснительной записке к документу говорится, что это позволит эффективно защищать охраняемые объекты от террористов.
В Законопроекте № 500338-6 говорится о внесении изменений в тот же Закон № 2487-1, а также в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно предлагаемым изменениям, сотрудники ЧОП получат право охранять объекты муниципальной собственности. Как сообщается в пояснительной записке к законопроекту, сейчас муниципальные власти не имеют возможности осуществлять функцию по охране порядка (так как муниципальная милиция упразднена). Муниципалитеты вынуждены привлекать к этой деятельности казаков и народных дружинников. По мнению Лугового, будет лучше, если они смогут задействовать еще и сотрудников ЧОП.
Согласно Законопроекту № 500359-6, из Федерального закона от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ "О ведомственной охране" должны быть убраны несколько упоминаний о том, что ведомственная охрана имеет право заниматься коммерческой деятельностью (то есть за деньги нести дежурство на объектах, не имеющих отношения к головному ведомству).
В пояснительной записке к законопроекту сообщается, что право на создание ведомственной охраны имеют 13 органов власти, 11 из них воспользовались этим правом. Общая численность ведомственной охраны в РФ сейчас составляет более 212 тыс. сотрудников. Как утверждает Луговой, этот вид охраны фактически утратил первоначальное значение и превратился в один из субъектов рынка охранных услуг (из 46 176 объектов, на которых дежурит ведомственная охрана, лишь 10 834 объекта являются государственной собственностью). При этом ведомственные охранники, имея больше полномочий, обладают преимуществом по сравнению с конкурентами из ЧОПов.
Луговой считает, что из-за коммерциализации ведомственной охраны внедряется недобросовестная конкуренция на рынке охранных услуг, а также создается почва для коррупции в органах власти, которые располагают охраной.
О необходимости снижения доли государственного участия на рынке охранных услуг было объявлено на круглом столе "Практика применения антимонопольного законодательства в сфере охранных услуг", прошедшем в Общественной палате в декабре 2013 года. При этом некоторые участники круглого стола заявили, что у полиции также надо отнять право охранять частные объекты на договорной основе (п. 25 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции"). По мнению экспертов, полицейские, как и ведомственные охранники, участвуют в недобросовестной конкуренции. Представители полиции, присутствовавшие на мероприятии, отвергли эти обвинения.