Всем коррупционным правонарушениям должно грозить уголовное преследование. С таким законопроектом выступило Министерство юстиции, ссылаясь на то, что сегодня за взятки, откаты и лоббирование коммерческих интересов можно отделаться административной ответственностью. МинЮст подготовил поправки к закону «О противодействии коррупции». Такие принципы борьбы с мздоимством и подкупом, как «публичность» и «неотвратимость ответственности», прописанные в законе, предложено дополнить еще одним — «преимущественное отнесение коррупционных правонарушений к уголовно наказуемым деяниям». В настоящее время некоторые статьи Уголовного и Административного кодексов пересекаются, и у коррупционеров есть возможность получить более мягкое административное наказание.
Данная инициатива стала следствием недовольства Кремля результатами антикоррупционной кампании. Чтобы подправить уголовную статистику было решено перевести все проступки коррупционного характера в уголовную плоскость». Характерный пример: статья 19.28 КоАП предусматривает наказание за передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юрлица должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества. За склонение чиновника или руководителя компании к каким-либо выгодным для взяточника действиям действует административный штраф не менее 1 млн руб. (или троекратный размер взятки) и конфискация для юрлиц. Одновременно в УК РФ есть статья 204 «Коммерческий подкуп», предусматривающая практически за те же деяния до трех лет лишения свободы.
Суд каждый раз решает, по какому пути идти. Конфликт интересов, лоббирование — за этими действиями сегодня вроде как не просматривается материальная выгода чиновника, а соответственно, не имеется и состава преступления». Юристы считают, что Минюст может расширить само понятие коррупции. Сегодня наказание для чиновников почти всегда ограничивается «административкой», исключение — дела, где доказана прямая материальная выгода подозреваемого. Законопроект Минюста направлен в первую очередь на помощь следователям, которым предстоит квалифицировать то или иное правонарушение чиновников. Будет предписано искать в каждом правонарушении уголовную составляющую. В МВД РФ считают, что особых результатов в антикоррупционной борьбе от этого законопроекта ожидать не стоит. После принятия законопроекта может возникнуть сложность с квалификацией того или иного деяния, поскольку само понятие «коррупционное правонарушение» — не юридическое, а разговорное. Ни в КоАП, ни в УК такие преступления как вид не выделяются, однако в КоАП действительно есть разделы и статьи, посвященные правонарушениям с участием должностных лиц, в том числе в сфере предпринимательской деятельности». Например, коррупционный характер, по словам эксперта, носит статья 14.9 КоАП о действиях (бездей¬ствии) должностных лиц, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Наказание по ней — от штрафа до дисквалификации на срок до трех лет.